bike-news

Мото новости со всего мира

Долгожданный приключенческий байк Husqvarna Norden 901 наконец-то увидел свет. Стоило ли это такого долгого ожидания?

Прошло уже два года с тех пор, как Husqvarna впервые представила публике свою захватывающую новую концепцию «Adventure Bike» — первую модель мотоцикла в этой категории для этого шведского бренда. Благодаря своему современному дизайну, новый байк быстро приобрёл толпу заочных поклонников, и все с нетерпением ждали новостей о том, когда он выйдет из чистилища концептов и какую окончательную форму примет. Теперь долгожданный Norden 901 наконец-то выпущен в серийное производство на 2022 год, оставаясь, в основном, верным своему первоначальному концептуальному дизайну.

Создавая Norden 901, «Хаски» начала с испытанной платформы KTM 890 Adventure и приступила к поиску новых способов её улучшения для тех, кто хочет путешествовать на мотоциклах. Некоторые вещи остались неизменными, например, параллельный твин объёмом 889 куб. Но этот мотоцикл оснащён современной электроникой с полным набором датчиков угла наклона и настраиваемыми вспомогательными средствами для водителя.

Некоторые изменения в экстерьер мотоцикла привнесены в виде уникального стиля с большим количеством деталей премиум-класса, а также дополнительной защиты от ветра. Значительные усилия были приложены для того, чтобы 901 стал ещё более комфортным для путешествий: установлено улучшенное, более удобное седло, внедрена мягко настроенная и регулируемая подвеска WP APEX, а также стандартное оборудование, такое как встроенные светодиодные противотуманные фары, круиз-контроль и квикшифтер.

Чтобы сделать Norden доступным для максимального количества людей, Husqvarna сделала разумную высоту сиденья 853 миллиметра, несмотря на приличный дорожный просвет в 25 сантиметров и ход подвески 220 мм спереди и 216 мм сзади. Все эти цифры по характеристикам ставят его прямо между стандартным KTM 890 Adventure и 890 Adventure R. Однако при сухом весе в 204 килограмма, масса мотоцикла увеличилась примерно на 8 кг по сравнению с его кузенами из KTM. Произошло это из-за дополнительных элементов обвеса кузова и дополнительного оборудования. Кроме этого, мотоцикл имеет теперь изменённый топливный бак, который шире сверху и тоньше снизу, чем у 890-х, что обеспечивает более точные показания датчика уровня топлива, но вмещает на 1,36 литра меньше топлива (при общем объёме 22,7 литра).

Защита рук, защитная пластина двигателя, задняя стойка, точка крепления GPS на приборной панели, отделение для хранения на боковой панели и зарядное устройство на 12 Вольт дополняют перечень туристических удобств, включённых в стоковую версию байка. Дополнительными опциями предусмотрены: подключение к телефону через Bluetooth, ручки с подогревом, сиденье с подогревом, TPMS (беспроводной контроль давления в шинах), более высокое ветровое стекло для туринга, жёсткий или мягкий задний кофр и боковые сумки для багажа, быстросъёмная выхлопная труба. Чего вы не найдёте в списке фирменных опций, так это набора верхних и нижних защитных дуг, подобных тем, что мы видели на концепте Husqvarna Norden 901. Инженеры шведской компании утверждают, что их топливный бак настолько прочен, что он не нуждается в них, а сменные алюминиевые защитные накладки-протекторы по бокам помогают избежать неприглядных царапин на краске.

Набор электронных помощников в Norden такой же, как и у KTM 890 Adventure, включая режимы дождя, городской и бездорожья, каждый из которых имеет свою собственную предварительно заданную комбинацию для настроек дроссельной заслонки, контроля тяги и ABS. Четвёртый, пользовательский режим, который громко назван «исследовательским», позволяет настраивать параметры по своему вкусу и вносить корректировки на лету. Независимо от того, в каком режиме вы находитесь, вы можете полностью отключить трекшн-контроль или установить для ABS конфигурацию Street или Dirt.

Презентация для прессы Нордена 901 состоялась на Азорских островах, архипелаге у побережья Португалии и одном из самых зелёных мест в Европе. Причина, по которой на островах так много зелени – это частые и обильные дожди, которые застали всех представителей прессы во время испытаний нового эдвенчур байка. Просёлочные и лесные дороги в этой местности даже более скользкие, чем на континенте, потому что они часто были покрыты пятнами мха, а иногда и коровьим навозом. Но самой скользкой поверхностью были мокрые булыжные мостовые в городе, преодоление которых можно сравнить с ездой по льду. Все это дало мотожурналистам прекрасную возможность проверить манёвренность в условиях бездорожья на низкой тяге, заодно протестировать обширные электронные средства помощи райдеру. Тем не менее, устроители тест-райда великодушно раздвинули временные рамки мероприятия, чтобы застать ясную погоду и дать протестировать Норден в условиях сухой дороги.

Когда всем впервые представили новый мотоцикл, то вблизи, он показался всем ещё более привлекательным, чем на фотографиях, чему, несомненно, способствовал фон волн, разбивающихся о чёрный песок дикого пляжа. Тем не менее, плавный широкий кузов далёк от типичных угловых конструкций, которые являются отличительной чертой KTM, и можно с уверенностью утверждать, что Husqvarna много думала о разработке мотоцикла, который выглядел бы запоминающимся, отличительным издалека и уникальным.

Зачастую, именно мелкие детали придают байку характерные особенности причастности к премиум-классу. У Нордена таких «мелочей» весьма много: это и прошитое замшевое сиденье, и протекторы бака из матового алюминия высокого качества, бронзовая крышка топливного бака гармонирующая с бронзовыми крышками двигателя, а также рельефные линии в тонкую полоску на обтекателе и баке. И, конечно же, есть культовая круглая фара и ветровое стекло, которые почему-то больше напоминают о KTM 990 Adventure, чем о восемьсот-девяностом, у которого этот ADV-мотоцикл унаследовал большую часть своей ДНК.

Когда вы садитесь в седло этого мотоцикла в первый раз, то сразу почувствуете, что оно более удобное, чем на любом мотоцикле из семейства KTM. Представители концерна Husqvarna говорят, что они потратили много времени на его тестирование, чтобы попытаться найти идеальную пену для внутренностей и эргономичную форму. Сиденье получилось достаточно широким и удобным, но оно ещё имеет сужение в передней части, чтобы придать в этом месте мотоциклу меньшую высоту. Высоту сиденья также можно увеличить примерно на один дюйм (2,54 см), если вы высокорослый райдер или просто человек с более длинными ногами.

В конфигурации с поднятым сиденьем высокому человеку достаточно места для ног, а вылет руля идеально подходит для длительных поездок. Бак между опорами заметно шире, чем у KTM 890 Adventure, но он по-прежнему рассчитан на то, чтобы большая часть топлива располагалась по низкому уровню для лучшего распределения веса и занижения центра тяжести. Другие настройки эргономини включают педаль тормоза с регулировкой по высоте, регулируемые рычаги сцепления и переднего тормоза и специальные зажимы руля, благодаря которым можно регулировать перемещение руля вперёд или назад.

Что касается защиты от ветра, то широкий корпус, более широкий бак, защита рук и ветровое стекло приятного размера обеспечивают дополнительную защиту вашего тела от непогоды по сравнению с KTM. Ветровик направляет ветер примерно на уровень выше глаз в шлем даже райдеру высотой 188 см, а также направляет воздушный поток в обход тела водителя по бокам. Эта дополнительная защита от ветра определённо принесла дивиденды, которые отметили все журналисты в этой тестовой поездке, так как большая часть дождя отсекалась на всех, даже высоких, скоростях.

Несмотря на ощущение того, что этот мотоцикл немного больше, чем 890 Adventure, динамика ускорения и характерный звук двигателя LC8c очень знакомы. Это довольно мощный двигатель, с возможностью относительно легко ускоряться на второй и третьей передачах. Мощность превосходна во всём диапазоне оборотов, чего не хватало двигателю у KTM 790 Adventure. Его пиковая мощность больше похожа на мощность KTM 990 Adventure, но с более плоской кривой крутящего момента и гораздо более плавной подачей топлива.

Наклонять его в поворотах также очень приятно, благодаря достаточному сцеплению с дорогой на мокром или сухом асфальте, а также высокому дорожному просвету, что делает маловероятным контакт подножек с дорожным покрытием. Этот байк мог бы считаться идеальным спорт туристом, но относить его только к этой категории было бы неверным, учитывая его универсальность.

Способствует универсальности мотоцикла и его электроника. Красивый 5-дюймовый цветной TFT-дисплей — это интуитивно понятный интерфейс, который используется для настройки мотоцикла. Те, кто ездил на современном KTM, найдут меню знакомыми, а на экране помещается невероятное количество деталей, которые внятно различимы во время езды. Однако вы можете изменить отображение, чтобы видеть полный набор информации или только минимальную необходимую её часть.

Поведение Norden в установленном режиме «дождь», во время ливня, вселяло уверенность. В этом режиме мощность снижается до приемлемых 82 лошадиных сил, замедляет реакцию дроссельной заслонки и активирует агрессивный контроль тяги. Технология определения угла наклона обеспечивает достаточную мощность только для той кромки сцепления колеса с дорогой, которые имеются в данный момент. Когда вы выходите из поворота, увеличивая газ, и начинаете выпрямлять мотоцикл, то чувствуете, что мощность начинает соответствовать той мощности, что и должна быть при том уровне открытия дроссельной заслонки при вертикальном положении мотоцикла. Работа систем обеспечения безопасности всегда была гладкой, но, возможно, немного консервативной с учётом того, насколько она при этом ограничивала мощность.

Чувствительная к углу наклона АБС работает аналогично, если вы пытаетесь нажать на педаль тормоза на повороте. Она сглаживает тормозное усилие, чтобы вы случайно не заблокировали колесо. Эта технология позволяет вам ездить в более быстром темпе и безопаснее, что особенно ценится, когда вы путешествуете по незнакомым дорогам, вдали от дома, на скользких участках трассы.

Как только дороги высохли, многие сразу решили попробовать ездить в режиме «исследования», чтобы полностью разблокировать все ограничения предустановленных режимов. Установка контроля проскальзывания на уровень 1 (минимальное вмешательство) допускает некоторую пробуксовку колёс вне поворотов, а резкий отклик дроссельной заслонки, упомянутый в меню настроек как «Ралли», даёт вам полную силу власти, которая временами может казаться излишне насильственной. Для тех райдеров, кто просто хочет установить для себя комфортный режим и забыть о перенастройках – то вариант «Street Mode» будет являться хорошим выбором для большинства дорожных ситуаций.

На сухой дороге удалось ощутить впечатляющие тормозные характеристики четырёхпоршневых радиально установленных передних тормозных суппортов на 320-миллиметровых дисках. Они легко останавливают байк одним нажатием пальца, без каких-либо намёков на снос и блокировку даже без срабатывания ABS. Плавающий задний тормозной диск диаметром 260 мм также был не менее эффективным. И, несмотря на немного «плюшевую» подвеску с большим ходом, Norden всегда держался достаточно ровно при торможении или ускорении.

У нас также была возможность опробовать встроенную в приборную панель функцию навигации, которая работает с приложением на вашем устройстве с iPhone или Android. После установки приложения на смартфон и беспроводного подключения к приборной панели с помощью Bluetooth, вы сможете получать пошаговые инструкции, отображаемые на экране вместе со звуковыми командами, если у вас есть в шлеме Bluetooth-гарнитура. Система предлагает простой интерфейс, оптимизированный под навигацию для езды на мотоцикле, и позволяет держать телефон в кармане, где он меньше всего отвлекает от дороги. Но такой вариант на любителя, а поэтому в этом мотоцикле предусмотрено крепление для смартфона над дисплеем. Укрепив смартфон в чехле на это крепление – без проблем можно следить за навигационной панелью даже под сильным ливнем, так как ветровое стекло отсекает почти все летящие капли, а плёнка чехла не запотевает.

Несомненно, что Norden 901 будет выделяться на улицах городов, он также отлично подходит для бездорожья. Многие грунтовые дороги, по которым мы ехали на Азорских островах, были довольно гладкими, но обилие мокрой, скользкой грязи всё-таки создавала проблемы, и часто было трудно сопоставить уровень сцепления колёс с дорогой на этой незнакомой местности. Например, некоторые тропы были покрыты небольшой вулканической пемзой, которая была особенно скользкой. А когда мы попали в песок, то он был мокрым и жидким. Это не те лёгкие воздушные песчинки, к которым многие привыкли, катаясь в пустыне, по дюнам или по обыкновенному пляжу, а очень неприятные и коварные песчаные ямы. Иногда мы ехали по тропам, которые были полностью залиты водой, и неизвестно было, что там лежит под водной поверхностью.

Двигаться по скользким, усыпанным камнями тропам, лучше всего стоя, и, к счастью, 901 хорошо с этим справляется. Хотя некоторые райдеры, рост которых более 190 см, могут признать этот мотоцикл некомфортным для езды в таком положении и предпочесть другие мотоциклы, но для людей со средним ростом этот мотоцикл будет в самый раз. Тем не менее, надо отметить, что ширина корпуса и сидения стала шире, чем у 890 Adventure. И когда привстаёшь на подножках, чувствуется, как сиденье слегка выпирает по бокам и трётся о голени. Не то чтобы это было проблемой, просто к такому нужно привыкнуть.

Однако агрессивная езда по гладкой грунтовой дороге в сидячем положении не вызывала особой уверенности. Место соединения сиденья и бака заставляет вас чувствовать, что вы больше утопаете в сиденье байка упираясь в бак, чем сидите на нем. Также нелегко сразу привыкнуть переносить вес вперёд из положения сидя, к тому же широкий бак сложнее сжать коленями. Это определённо мотоцикл, на котором по бездорожью предпочтительно ездить стоя.

Управляемость хороша для большого мотоцикла, но он имеет заметно больший вес по сравнению с KTM 890 Adventure. Ему труднее удерживать жёсткую траекторию, чем «австрийцу», хотя больше ориентированные езду по асфальту шины Pirelli Scorpion Rally STR, несомненно, повлияли на ощущение более тяжёлого рулевого управления. Возможно, что забыли скинуть давление в шинах после езды по шоссе, поэтому сцепление с дорогой было не таким хорошим, как должно быть на бездорожье. Несмотря на это, байк хорошо восстанавливает нормальное положение после того, как переднюю шину начинает задирать на мягком грунте.

Что касается работы подвески, то она шелковисто-плавная и отзывчивая на небольших и средних неровностях дороги. Норден удерживает колёса на неровных участках и не так легко срывается на резких поворотах. Его пружины явно мягкие, но он чувствует себя хорошо скомпенсированным и его никуда не болтает.

Несмотря на хорошее демпфирование, в первом же высоком прыжке у мотоцикла довольно легко пробило задний амортизатор. После немедленного увеличения преднатяга, чтобы приподнять заднюю часть для такого веса (95 кг = 12 кг вес снаряжения), ситуация нормализовалась и пробоев больше не наблюдалось. Помимо регулировки предварительного натяга пружины, на амортизаторе есть регулятор отбоя. Но что ему действительно нужно, так это регулировка демпфирования сжатия, чтобы компенсировать отсутствие задержки в верхней части хода. 

А вот у передней подвески было гораздо меньше шансов пробить амортизаторы вилки, так как неё есть регуляторы демпфирования на сжатие и отбой, которые удобно расположенные на верхней части трубок вилки. Только пару раз чувствовалось, что ход передних амортизаторов может достичь максимума, когда 21-дюймовое переднее колесо наскакивало на достаточно большие камни при относительно большой, для бездорожья, скорости.

Что касается электроники, режим «Offroad» подходит для большинства ситуаций. Реакция дроссельной заслонки более агрессивна, чем у режима «Rain», но меньше, чем у режима «Street», и вы получаете чуть большую степень вмешательства в систему контроля тяги. Кроме того, передняя АБС настроена на грязь, задняя часть может свободно проскальзывать, а определение угла наклона отключается вовсе. В любом из режимов вы можете полностью отключить Traction Control, но нельзя отключить ABS на переднем колесе. Тем не менее, он довольно хорошо работает, и никогда не провоцирует момента отрыва на спусках.

Для агрессивной езды идеальной кажется настройка «Rally» с полным откликом на газ. А уменьшить пробуксовку колёс вы можете, установив Traction Control между 1 и 9 (1 — наименьшее вмешательство). Опытным путём удалось выяснить, что на скользкой тропе предпочтительным будут уровни от 2 до 4 в зависимости от того, насколько скользким будет месиво под колёсами. Однако полное отключение контроля тяги оказалось бессмысленным при такой большой мощности. Даже гонщик «Дакара» Линдон Поскитт сказал, что он тоже предпочёл установить уровень 1 или 2, а не полностью отключённую функцию трекшн-контроля. Это говорит о том, что когда он срабатывает, то работает так плавно, что вы даже не замечаете, как система противоскольжения делает своё дело даже на четвёртом уровне на рыхлой местности.

Husqvarna проделала хорошую работу по созданию сбалансированного и функционального мотоцикла для путешествий, с уникальным стилем и множественной вариацией характеров. Это байк для тех, кто хочет проехать многие километры на комфортабельном мотоцикле со всей новейшей электроникой и оборудованием для туринга не только по шоссе, но и по бездорожью.

В то же время, этот байк для тех райдеров, которые делают это больше для удовольствия от исследования окружающей местности, а не для острых ощущений от преодоления труднопроходимых препятствий. У него мягкая подвеска, предназначенная для поглощения большинства неровностей в среднем «диапазоне приключений», но она немного мягковата для более сложных трасс. Конечно, у этого мотоцикла все ещё можно различить ДНК KTM, и вы можете запустить её на полную катушку, чтобы немного пофорсить по жёсткому оффроад. В отличие от некоторых эдвенчур-мотоциклов, кажется, что он всегда остаётся под вашим контролем. Но, справедливо будет отметить, что есть другие байки, которые лучше подходят для такого стиля езды, если вы проделываете это регулярно.

Все, кроме самых агрессивных гонщиков, вероятно, найдут Norden 901 более чем способным к своим потребностям для езды по пересечённой местности. Имейте в виду, что более мягкая подвеска менее утомительна для тела и позволяет вам ехать дольше. Поэтому вы действительно должны спросить себя сами, достаточно ли вы готовы отказаться от этого комфорта в пользу большей производительности на жёстком бездорожье.

Не всем нужен бескомпромиссный внедорожный мотоцикл. И для таких райдеров модель Norden 901 подходит по всем параметрам. Другим же может понравиться внешний вид этого мотоцикла и полный набор возможностей от модели KTM R, но они ещё не готовы приобретать мотоциклы с подвеской больше рассчитанной для бездорожья. Для этих мотоциклистов как раз подойдёт вилка и амортизатор WP XPLOR Pro — это прямой сертифицированный набор от производителя для «отвёрточной» модернизации, если у вас есть желание и деньги для этого.

Единственное, что, наверное, Husqvarna могла бы рассмотреть на будущее — это демпфирование сжатия на заднем амортизаторе. Такая опция позволит гонщикам внести коррективы в сторону более агрессивного стиля езды. Размер топливного бака также немного беспокоит – ведь это, всё-таки мотоцикл, предназначенный для путешествий. За два дня испытаний расход, в среднем, получился 5,3 литра на 100 км при смешанных условиях езды, а это означает, что вам придётся искать заправочную станцию каждые 280 километров.

В качестве нового предложения в сегменте среднекубатурных мотоциклов для путешествий, Norden предлагает больше возможностей для комфорта, чем стандартные KTM 890 или 890R. Он обладает большей мощностью и технологичностью, чем Yamaha T7, но при этом, он также больше и тяжелее японского мотоцикла. Вероятно, его ближайшим конкурентом в категории ADV-байков среднего размера является Triumph Tiger 900 Rally с аналогичным акцентом на премиум-класс, уникальный стиль и характер. Рекомендуемая производителем розничная цена Husqvarna Norden 901 составляет 13 999 долларов, что делает его вполне конкурентоспособным, если учесть все стандартное оборудование.

По заявлению представителей шведского мотоциклетного бренда, этот байк будет производиться в Австрии и продаваться с 24-месячной гарантией. Интервалы проверки клапанов после первоначального ТО надо делать каждые 24 тысячи километров (15 000 миль). Серо-чёрная с жёлтым цветовая гамма — единственная доступная для этого модельного года. В промо-видео была ещё представлена бело-синяя с жёлтым расцветка, но, по-видимому, это был всего лишь единственный такой мотоцикл, сделанный специально для этого ролика. Но это не точно. Производитель заявил, что продажи в странах Северной Америки начнутся уже с декабря 2021 года, а предзаказ в странах Европы уже открыт, но ещё не во всех демонстрационных залах дилеров можно присмотреться вживую к этой модели.  

Husqvarna Norden 901 технические характеристики

ТИП ДВИГАТЕЛЯ:Двухцилиндровый 4-х тактный параллельный твин с жидкостным охлаждением, DOHC 
ОБЪЁМ:889 куб.
Диаметр / ХОД поршня:90,7/68,8 мм
КОЭФФИЦИЕНТ СЖАТИЯ:13,5: 1
Мощность:105 лошадиных сил (77 кВт)
Макс. крутящий МОМЕНТ:100 Ньютон-метров
СТАРТЕР / АККУМУЛЯТОР:Электростартер/12В 10Ач
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ:6 передач с проскальзываемым сцеплением
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА:DKK Dellorto (дроссельная заслонка 46 мм)
Клапана:4 клапана на цилиндр / DOHC
Сиситема СМАЗКи:Смазка под давлением с помощью 2 масляных насосов
ОХЛАЖДЕНИЕ:Жидкостное охлаждение с водяным/масляным теплообменником
Сцепление:Проскальзывающая муфта PASC с тросиком
УПРАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕМ / ЗАЖИГАНИЕ:Bosch EMS с RBW
Трекшн-контроль:MTC (чувствительный к углу наклона, 3-режимный, отключаемый, режим Explorer — опционально)
РАМА:Рама из хромомолибденовой стали, использующая двигатель в качестве напряжённого элемента, с порошковым покрытием
ПОДРАмник:Клетка из хромомолибденовой стали с порошковым покрытием
РУль:Алюминиевый, конический, Ø 28/22 мм
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА:WP APEX, перевёрнутого типа с диаметром перьев Ø 43 мм
РЕГУЛИРОВКА передней подвески:Сжатие, отбой, преднатяг пружины
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА:WP APEX, моноамортизатор с рычагом
РЕГУЛИРОВКА ЗАДНЕЙ подвески:Только на отбой и преднатяг пружины
ХОД ПОДВЕСКИ СПЕРЕДИ/СЗАДИ:220 мм / 215 мм
ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ:2 радиально установленных тормозных диска Ø 320 мм с 4-поршневыми суппортами,
ЗАДНИЙ ТОРМОЗ:Один плавающий тормозной диск Ø 260 мм с  2-х поршневым суппортом
АБС:Bosch 9.1 MP включая режимы Cornering (прохождение поворотов) и Offroad (внедорожный, отключаемый)
КОЛЕСА ПЕРЕДНИЕ / ЗАДНИЕ:Бескамерные алюминиевые колеса со спицами 2,50 x 21 дюйм; 4,50 x 18 дюймов
ШИНЫ ПЕРЕДНИЕ / ЗАДНИЕ:Pirelli Scorpion Rallly STR 90/90 R 21; 150/70 R 18
ЦЕПЬ:X-ринг 520
ГЛУШИТЕЛЬ:нержавеющая стал
УГОЛ наклона вилки (рейк):25,8 °
СМЕЩЕНИЕ:30 мм
Трейл:106.9 мм
КОЛЕСНАЯ БАЗА:1513 мм ± 15 мм
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ:252 мм
ВЫСОТА СИДЕНЬЯ:854/874 мм 
ОБЪёМ БАКа:19,0 литров
ВЕС БЕЗ ТОПЛИВА:204 кг
РЕЖИМЫ ЕЗДЫ:Улица, Дождь, Внедорожный (Explorer — опционально)
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ:MTC, MSR, Easy Shift
КРУИЗ-КОНТРОЛЬ:Предустановленное оригинальное оборудование

Яндекс.Метрика